Студент по бартеру


...Директор авиационного центра Института транспорта и связи долго говорил по телефону: сначала на русском, потом на латышском. Наконец освободился для беседы со мной и протянул свою визитку. На ней значилось: доктор наук Ибрагим Арандас..

Ливанец Ибрагимвыпускник РКИИГА, который не случайно называли нашим рижским Институтом дружбы народов.

В этом вузе действительно училось много студентов не только из стран Восточной Европы, но и из Азии, Латинской Америки, Африки.

Первое впечатление Ибрагима от СССР 1986 годаужасно невкусная пища в ресторане московской гостиницы и  алюминиевые ложки и вилки! Хорошо, что мама дала с собой продуктов... Гостиница в Москве, кстати, носила символичное название – «Дружба народов». Она была перевалочным пунктом для многочисленных иностранных студентов, которым выпал шанс поступить в советский вуз.

«Нас было человек двадцать из Ливана, -- говорит Ибрагим. -- Через три дня в Москве всех отправили по разным институтам и разным городамизучать русский язык. Я попал в Минск. По-русски знал только два слова: «спасибо» и «хорошо». Через год, приехав в Ригу, говорил уже свободно».

От Риги ливанский студент пришел в восторг, еще не сойдя с поезда, – увидев в окне Даугаву, а на противоположном берегу шпили Старого города и сверкающих в небе золотых петухов.

Механический факультет РКИИГА, куда попал Ибрагим, – ядро института. И один из самых сложных факультетов.

-- Наверное, трудно было учиться на русском? -- спрашиваю я. 

-- Первые два года я вообще ничего не делал! -- опять смеется он. -- Ваша советская школа была десятилетней, а мы в Ливане учились 12 лет, поэтому то, что проходили на первом курсе, я уже знал. Меня даже от занятий по физике и математике освободили! Да и потом я учился хорошо и даже получал повышенную стипендию.

Выпуск Ибрагима и его однокурсников стал историческим -- они получили последние дипломы РКИИГА. В 1992 году институт, входивший в сотню самых престижных институтов мира, был переименован в РАУ и перешел под юрисдикцию Латвийской Республики. Ибрагим остался в Латвии: здесь у него была семья, друзья и аспирантура в РАУ.

--  В 2000-м я потерял работу и решил вернуться на родину, -- вспоминает он. -- Приехал в Ливан, но выдержал там только четыре месяца и вернулся в Латвию. Я там чувствовал себя... нет, не чужим. Другим. Моя жизнь была уже здесь, в Риге. Здесь ко мне всегда относились очень доброжелательно, никакого расизма я не ощущал. И друзья у меня есть как среди русских, так и среди латышей. Кстати, латышский я выучил за 40 дней! Профессор сказал «надо», я ответил: «Нет проблем!»

За какие такие заслуги Ибрагим Арамдас вошел в число тех 20 молодых людей из Ливана? Как вообще отбирали в то время иностранных студентов? «Не знаю, как в других странах, может быть, там брали только коммунистов, но в Ливане нас отбирали через профсоюз, помню, что мы даже сдавали специальные экзамены, -- отвечает доктор Арамдас. -- Потом стало известно, что, принимая на бесплатную учебу студентов из Ливана, СССР оплатил таким способом свое участие в ЮНЕСКО. Получался своеобразный бартер. Так что я --  студент по бартеру»...

 Юлия Александрова

Журнал "Класс", май 2009 г.

www.facebook.com/BusinessClassLatvia

Контакты

Инициативная группа создателей сайта «Музей РКИИГА-РАУ»:

А.Халтурин (ФАРЭО,выпуск 1982г., СТЭМ РТФ-ФАРЭО),

С.Агапов (ФАВТ, выпуск 1973г., секция туризма РКИИГА)

Е-mail: rkiigarau@gmail.com

Смотрите также

Сейчас на сайте

Пользователей онлайн: 0.